Подготовка холста

Получение заказа

2. Подготовка рисунка (кропотливый поиск текстов садхан, описаний божеств, изучение аналогичных танок и т.д.)

Подготовка холста

А) Ткань

Подбирается тонкая хлопчатобумажная или льняная ткань, без добавления синтетики (иначе холст будет потом «пушистым» и трудно будет писать красками), гладкая, без дефектов и узелков. Идеален батист, приемлема бязь, шелк не очень подходит. Ткань должна быть новой.

Б) Рама

Подбирается деревянная рама и четыре рейки (или куски толстой упругой проволоки) – ровные и тонкие. Края холста подгибаются на 1–1,5 см с края и пришиваются с четырех сторон к рейкам синтетическими прочными нитками. Подготовленный таким образом холст «подвешивается» внутри рамы с помощью шнуровки, проходящей по периметру всей рамы. Для Подготовка холста этого потребуется прочная тонкая веревка или леска. Один конец лески закрепляется подвижно, чтобы на следующих этапах шнуровку можно было затягивать плотнее. Холст должен быть натянут достаточно туго, звучать при постукивании.

В) Клей

Клей нужен мездровый – он бывает в гранулах или в виде стружек-перьев. Клей залить холодной водой (примерные пропорции: 1–2 ст. ложки на стакан) и нагревать на водяной бане. Кусочки клея должны полностью разойтись, после чего раствор продолжаем нагревать еще минут 15, периодически помешивая. Тест на готовность: берем на кончики пальцев немного клея и растираем; жидкость, постепенно высыхая, должна ощутимо склеивать пальцы. Если пальцы не склеиваются, варим дальше.

Примечание. Пропорции клей:вода Подготовка холста необходимо подбирать самому эмпирически. Если клея слишком много, холст получается после полировки «как клеенка», на него трудно равномерно наносить краску – она собирается капельками на поверхности. Другая крайность – холст «как промокашка» – возникает при недостатке клея, при этом краска впитывается в холст и трудно добиться нужной интенсивности. Тем не менее, «промокашка» несколько лучше «клеенки».

Г) Проклейка холста

Натянутая на раму ткань промазывается тампоном или тряпочкой с клеем с обеих сторон, слева направо и сверху вниз, очень равномерно. Лучше горячим клеем. Клей втираем в ткань ладонями, плоскость холста при этом между левой и правой ладонью (поглаживаем круговыми плавными движениями – словно играем на Подготовка холста арфе). Затем подтягиваем шнуровку и сушим холст.

Д) Грунтовка холста

Остатки мездрового клея смешиваем с просеянным мелом очень тонкого помола (примерные пропорции клея и мела 1:3). Перемешиваем – грунтовка должна быть как жидкая сметана. Можно добавить немного желтого или красного пигмента для тона. Наносим грунт на горизонтально лежащий холст и разравниваем по поверхности. Слой должен быть очень тонким, все излишки снимаем (например, с помощью пластмассового треугольника). Наносим грунтовку с другой стороны холста, смотрим холст на просвет и выявляем неравномерности, разравниваем грунт и втираем в ткань ладонями, как до этого клей. Ладони обычно следует слегка смачивать водой, так как иначе они сильно Подготовка холста прилипают к ткани. Затем подтягиваем шнуровку и сушим холст.



После просушки проверяем качество грунтовки: на просвет не должно быть видно крохотных отверстий-«пор». При необходимости грунтуем повторно. Но слой грунта должен быть достаточно тонок – чтобы в дальнейшем не потрескаться и не отслоиться.

Е) Полировка холста

В Тибете для этого использовали гладкие полировальные камни из кости или других материалов. Ноу-хау М. Крыжановского: он использует в качестве полировального камня перевернутый граненый стакан.

Хост кладется на ровную твердую поверхность, слегка увлажняется тканью (локально, на том участке, где полируем) и проглаживается камнем или устьем перевернутого стакана. Проходим слева направо, полосами примерно по 10 см Подготовка холста, движения должны быть равномерными, в направлении от себя, не следует слишком сильно надавливать. Просушиваем холст, полируем изнанку – теперь движения должны идти сверху вниз, тоже полосами. В случае провисания холст следует подтянуть. Лицо и изнанку нужно полировать несколько раз (например, лицо 4–6, изнанку 3–4 раза). В итоге поверхность холста должна быть гладкой «как кожа младенца».

Такая технология полировки обеспечивает эластичность холста. В дальнейшем, при скручивании в рулон, у такого холста меньше «память» о деформации – при разворачивании он без посторонних усилий спокойно лежит на поверхности, как лист бумаги.

Примечания. При полировке последний проход по лицевой стороне следует делать сверху вниз – при этом Подготовка холста все «чешуйки» холста лягут ровно, как черепица, и потом легко будет вести кисть.

Бывает, что холст «переполирован» – он поблескивает, и краска при нанесении собирается капельками и не впитывается. Это случается при избытке клея. В этом случае помогает простой прием: отжатой губкой проводим сверху вниз по лицевой стороне холста, полосами, равномерно, все время сверху вниз, слегка увлажняя его поверхность.


documentaitdytd.html
documentaitegdl.html
documentaitennt.html
documentaiteuyb.html
documentaitfcij.html
Документ Подготовка холста